Лучший друг человека — петрушка

Лучший друг человека — петрушка

С тех пор, как Петрушка вместе с друзьями вернулся из знойной пустыни, он очень полюбил воду. Целыми днями мальчик пропадал на берегу моря и все время просил

— Сделай мне лодку, папа. Я так хочу покататься по морю, покачаться на волнах и половить рыбу.

Сначала мастер Трофим отказывался, говорил, что силы у него уже не те и что не справиться ему с такой трудной работой, но потом подумал: нужно попробовать да и

Петрушку заодно поучить ремеслу. Он, может быть, поймет, как делать лодки, и будет строить их жителям кукольной страны. И вот однажды, после очередной просьбы,

— Хорошо. Пойдем. Будем строить лодку.

Сначала Петрушка и . мастер Трофим отправились в лес и выбрали несколько высоких и крепких деревьев. Мастер показал Петрушке, как валить деревья, обрубать сучья и

пилить высокие круглые стволы на доски. Петрушке эта работа очень понравилась. Звенел топор, пела пила, летели в стороны золотистые опилки, и на свежих срезах выступа¬

ли капельки янтарной смолы. Потом доски перенесли на берег моря, и там мастер Трофим вместе с Петрушкой принялись сооружать лодку. Столько тут у Петрушки появилось помощников, что и не счесть! Аленка и все пятеро Матрешек помогали затыкать паклей щели. Они же помогали красить лодку, а на носу Петрушка вывел веселое и

ласковое название «Ветерок». Вот было радости, когда «Ветерок» впервые закачался на волнах!

Аленка и Матрешки забрались в лодку, и она отправилась в первое плавание. Первый раз они плыли только вдоль берега моря, а потом осмеливались уплывать все дальше и дальше: Петрушка завел себе удочки и занялся ловлей рыбы. И вот однажды, выезжая на рыбную ловлю, Петрушка подумал: «А что, если устроить большой белый парус?» Он сбегал домой, взял из кладовой большой кусок парусины, сделал высокую мачту и укрепил ее на лодке.

Когда парус был готов, от берега чуть повеял легкий ветерок.

— Ой, попутный ветер! — обрадовался Петрушка.

Он бросил в лодку удочки, прыгнул сам, и белоснежный парус наполнился ветром. Лодка помчалась вперед.

Вот хорошо, и грести не надо! Мальчик сел спиной к берегу и смотрел туда, далеко-далеко, где вода сливалась с небом.

И непонятно было: то ли небо опускается к воде, то ли вода поднимается к небу. Море легко подбрасывало лодку на больших волнах, а мелкие шумно плескались об ее борта

и разбегались, унося на гребнях барашки пены.

— Вот это мчит! Вот мчит! — не переставал восхищаться Петрушка и не замечал, как потемнели зеленовато прозрачные волны, как небо всэ больше и больше затягивало темными и низкими облаками и как ветер не просто нес лодку вперед, а налетал тяжелыми порывами. После одно го сильного толчка Петрушка вдруг понял, что погода Изменилась. Он оглянулся вокруг и не узнал ласкового моря.

Большие волны с шапками белой пены кидали лодку из стороны в сторону, скрипела под ударами ветра мачта.

Солнца не было видно.

— Домой скорее, домой! — спохватился Петрушка. Он обернулся назад — берег исчез. Морскую даль заволакивала темная туча. «Берег должен быть там»,— решил Пет¬

рушка. С большим трудом повернул лодку. Он думал, что ветер так же легко и быстро погонит ее в обратном направлении. Но первый же шквал переломил тонкую мачту, и па¬

рус накрыл Петрушку. Мальчик выбросил мачту за борт и попытался грести к берегу, но сколько он ни старался— волны тащили суденышко в обратную сторону. Петрушка

греб долго, упорно, а лодка вертелась и вертелась на волнах, и он окончательно потерял направление. «Будь что будет,— Петрушка улегся на дно лодки.— Может быть, вол¬

ны вынесут меня к родному берегу»,— понадеялся он.

И волны действительно вынесли его на берег. Но на какой?

Волны с шумом выбросили лодку Петрушки прямо к большим камням, покрытым позеленевшими, скользкими водорослями. Петрушка вышел из лодки и обмотал цепь

вокруг острого камня. «Все, теперь не унесет»,— облегченно вздохнул он и огляделся вокруг. Куда же это он попал?

Слева, недалеко от него, с пологого склона, шумя по крупной гальке, впадала в море небольшая речонка. Прямо перед ним, только чуть выше по берегу, стояли три высоких

пальмы. Кора на них была шершавая, очень похожая на войлок, а на самом верху чуть трепетали от ветра большие листья, похожие на широкие веера. «Вот какая высокая

пальма,— успел подумать мальчик,— нужно подойти по ближе»,— но сделать это он не успел. С моря раздался тонкий, пронзительный крик. Петрушка оглянулся. Белокурая девчонка, упираясь загорелыми пятками в прибрежные камни, пыталась удержать тонкое бамбуковое удилище. Леска была натянута, как струна. Удилище изогнулось,

и так же дугой выгнулась спина девочки. Видимо, рыба была слишком большая, и девочка, не в силах удержать ее, шаг за шагом входила в море. А совсем рядом с девочкой, чуть ближе к Петрушке, сидел пожилой мужчина, держал в руках удилище и даже не смотрел в сторону звавшей на помощь девочки.

— Помоги же ей, эй! Ты!—закричал Петрушка.— Так девочку унесет в море! — Но и на его крик человек не обратил никакого внимания. Большими прыжками Петрушка подскочил к девочке, когда она уже была по колено в воде. Волны с шумом полоскали ее платье, а руки, казалось, из последних сил держали удилище.

— Молодец! — восхитился Петрушка.— Упорная, не сдается,— и перехватил удилище сразу двумя руками.

Девочка ничего не сказала, она только молча продолжала упираться пятками в камни и так же упорно держалась за удилище. Вдвоем они вышли, наконец, на берег и

стали подтягивать рыбу. Скоро над водой мелькнула плоская темно-серая спина, и рыба медленно, нехотя поползла по гальке. Широкие плавники, расположенные по краям

плоского тела, топорщились и цеплялись за каждый выступ. Но Петрушка и девочка все-таки вытащили рыбу и старались удержать ее подальше от воды.

— Вот так камбала, прямо великан! — воскликнула девочка. Это были первые слова, которые услышал от нее Петрушка.

Мальчик нагнулся и хотел потрогать одноглазую рыбину, но она гулко шлепнула его по ногам хвостом, и Петрушка от неожиданности чуть не упал. Девочка нагнулась,

чтобы вынуть из нее крючок, взяла ее за жабры, но рыба опять трепыхнулась и отодвинулась чуть ближе к морю.

Тогда девочка и Петрушка, не сговариваясь, потянули рыбину дальше от шумевшего морского прибоя. Она как будто удвоила сопротивление, и Петрушка снова крикнул сидев¬

шему пожилому рыбаку:

Тот опять не шелохнулся.

Читайте также:  Все, что вы должны знать о туе западной Смарагд

Тогда Петрушка и девочка кое-как перевернули камбалу на спину, и на гальке оказалась белая, точно с бархатным брюшком, рыбина. Камбала еще несколько раз трепыхнулась и затихла. Дети взглянули друг на друга и дружески улыбнулись.

— Тебя как зовут? — спросил Петрушка.

— Бабочка. Странное имя,— рассмеялся мальчик.

— Нисколько не странное,— ответила девочка.— Меня зовут Бабочкой, потому что я всегда веселая и очень люблю цветы, как бабочка. Одного крестьянина, например,

зовут Пальмовая Кора, у него руки сильные и шершавые, другого — Бамбуковый Корень, потому что он коренастый и крепкий, как корень, а нашего правителя даже зовут Рав¬

Источник: www.litmir.me

Наш весёлый и добрый друг Петрушка

Ирина Сизова
Наш весёлый и добрый друг Петрушка

Так как в области патриотического воспитания детей раннего возраста имеются определённые ограничения в силу возрастных особенностей, то наряду с фольклором (потешки, сказки, прибаутки, колыбельные, хороводные игры и т. д.) большое практическое значение имеет использование в работе с детьми театральных персонажей. Их не должно быть много и поначалу с ними действует воспитатель. Каждый из персонажей сказки называется, обыгрывается, участвует в общем представлении, а затем только детей учим действовать с театральной куклой.

Опираясь на свой значительный педагогический опыт, могу с уверенность сказать, что малышей очень привлекают театральные персонажи, так как близки им и понятны, и в равной степени как персонажи сказок,так и различные куклы-помощники: Маша-Растеряша, Юля-Чумазуля, Аннушка-Аккуратушка, Дедок-Едок и т. п., которые несут в себе использование их в определённых моментах педагогического процесса. А вот Петрушка — персонаж универсальный. Именно с Петрушки начал своё существование кукольный театр на Руси и сразу всем полюбился.

Вот уже несколько лет и в нашей группе живёт забавный и весёлый Петрушка.

Кукла-перчатка или, как часто её называют, кукла на руку — самый распространённый и простой в изготовлении и управлении тип кукол, доступный даже детям раннего возраста. Это и послужило поводом к его созданию.

Кукла изготовлена из бросового материала,в основном из ткани: драп, трикотаж, а также бумага, картон, искусственная кожа для пошива сапожек, пряжа — волосы.

Наш Петрушка в адаптационный период помогает малышам переключиться с тревожных мыслей, отвлечься, вызывает положительные эмоции. Ведь нужно рассказать и сказочному персонажу о своих переживаниях, проговорить что тревожит, почему страшно, что ребёнок больше всего хочет и т. д. и от куклы-Петрушки услышать слова солидарности с ним, одобрения, советы. А поглаживание по голове или «поцелуйчики», «обнимашки» вообще вызывают восторг.

Игрушка-персонаж Петрушка используется как сюрпризный момент во время занятий, для организации сюжетно-ролевых, подвижных игр.

Петрушка неизменный гость на Днях Рождения у деток.

Также использую его как средство речевого развития своих деток. Малыши учатся координировать движения рук и глаз, сопровождают движения пальцев речью. Дети охотно повторяют за Петрушкой слова, фразы, передают эмоции и переживания, выражают своё отношение к какому-либо событию.

«В гости к нам пришел Петрушка». Оригами «Петрушка» (фотоотчет) Чем ближе Новый год, тем сильнее ностальгия по нему. Потому что в Новый год «Все детство свое вспоминают, счастливые светлые дни…» В новогоднюю.

Фотоотчет о развлечении по ПДД «Светофор — наш добрый друг» для детей 4–7 лет Наконец, я почти закончила летне-осенние хлопоты и нашла время для публикации своей работы. Хочу предложить вашему вниманию фотоотчет о.

Конспект НОД по ПДД «Петрушка на улице» Задачи: • Знакомить детей с правилами поведения в общественных местах, на улице, в транспорте. • Учить детей быть осторожными, помочь запомнить.

Конспект НОД по познавательному развитию «Наш друг — Петрушка» во второй младшей группе Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию с применением интерактивной образовательной технологии.

Конспект НОД по экспериментальной деятельности с детьми старшей группы «Воздух — добрый друг» Цель:формирование представлений о воздухе и его свойствах. Задачи: — развивать интерес детей к познавательно-исследовательской деятельности;.

Конспект занятия в группе возраста от 5 до 6 лет по социально-нравственному воспитанию «Я твой друг и ты мой друг» «Я твой друг и ты мой друг» интеграция образовательных областей: «Познавательного развития»; «Художественно- эстетическое развития; «Социально.

Новогодний утренник для раннего возраста «Весёлый Петрушка» Под музыку дети входят в зал, рассаживаются на стульчики. На занавесе висит колокольчик. Ведущая: Ребята посмотрите, какой колокольчик.

Проект в младшей группе «Нам водичка добрый друг». Тип проекта: познавательно – поисковый. Включает в себя творческую, познавательную и практическую деятельность. Вид проекта: групповой.

Тематическая неделя в детском саду «Наш добрый друг Корней!» В июле в нашем детском саду прошла тематическая неделя, посвященная творчеству Корнея Ивановича Чуковского. Я в своей группе подготовила.

Источник: www.maam.ru

Лучший друг человека петрушка

Происхождение куклы

Происхождение этой куклы, появившейся в России во второй половине XIX века, — достоверно не прояснено. Хотя в России Петрушки известны с XVII века. Русские кукольники использовали марионеток (театр кукол на нитках) и петрушек (перчаточных кукол). До XIX века предпочтение отдавалось Петрушке, к концу века — марионеткам, так как петрушечники объединились с шарманщиками.

Внешность Петрушки отнюдь не русская: у него преувеличенно большие руки и голова, гипертрофированы черты лица, само оно (вырезанное из дерева) обработано специальной растительной жидкостью, отчего выглядит более тёмным; большие миндалевидные глаза и огромный нос с горбинкой, совершенно белые глазные яблоки и тёмная радужная оболочка, за счёт чего глаза Петрушки кажутся чёрными.

Внешность Петрушки ему досталась в наследство от итальянского Пульчинеллы. Многие ошибочно считают, что широко раскрытый рот Петрушки — улыбка, однако это не так; будучи отрицательным персонажем, Петрушка постоянно растягивает губы в оскале. На руках у него по четыре пальца (возможный символ того, что Петрушка — не человек, а некий персонаж из другого мира).

Типичное заблуждение — почитать Петрушку в качестве крайне древнего и исконно русского героя, основывается на его архетипических чертах характера, который зародился в глубине человеческих представлений о себе. Петрушка является младшим родственником гораздо более старших[источник не указан 48 дней]:

итальянскогоПульчинеллы, французскогоПолишинеля, английскогоПанча, турецкогоКарагёза, немецких Гансвурста и Касперле, испанского Дона Кристобаля и других, — при том, что все они являются театральными куклами-марионетками и управляются с помощью нитей. Единственный аналог Петрушки по технике вождения — кукла-перчатка Гиньоль, появившаяся в Лионе в начале XIX века.

Известный русский писатель Максим Горький, характеризуя образ Петрушки, писал следующее: «…была создана фигура … известная всем народам….. Это непобедимый герой народной кукольной комедии, он побеждает всех и всё: полицию, попов, даже чорта и смерть, сам-же остаётся бессмертен. В грубом и наивном образе трудовой народ воплотил сам себя и свою веру в то, что в конце концов — именно он преодолеет всё и всех».

Читайте также:  Выбираем шторы в гостиную: 15 модных идей

До середины XIX века в России Петрушка ещё не имел своего нынешнего имени. Чаще всего его тогда называли «Иван Ратютю» или «Иван Рататуй» (что выдаёт французские корни куклы). Существует версия о происхождении прозвища Петрушки от украинского слова «порятуй» (спаси). Нынешнее имя пришло к Петрушке после появления среди многочисленных его бытовых сценок миниатюры «Петрушка и городовой», в которой во время многочисленных нападок городовой говорит Петрушке: «У тебя и пашпорта-то нет!», на что Петрушка гордо отвечает: «Есть! По пашпорту я Пётр Иванович Уксусов!»

Из некоторых воспоминаний и дневников 1840-х годов следует, что Петрушку называли Петром Ивановичем Уксусовым. Известный российский кукольник Сергей Образцов, называл Петрушку Петром Петровичем Уксусовым (рассказ «Четыре Братца») или Ванькой Рататуем.

Описание театра

Ширма петрушечника состояла из трех рам, скрепленных скобами и затянутых ситцем. Она ставилась прямо на землю и скрывала кукольника. Шарманка собирала зрителей, а за ширмой актёр через пищик (свисток) начинал общаться с публикой. Позже, со смехом и репризой, выбегал он сам, в красном колпаке и с длинным носом.

В России «водили» Петрушку только мужчины. Чтобы сделать голос более громким и писклявым (это было необходимо как для слышимости на ярмарочных представлениях, так и для особой характерности персонажа), использовали специальный пищик, вставлявшийся в гортань. Речь у Петрушки должна была быть «пронзительной» и очень быстрой.

Сюжеты

Существовали основные сюжеты: лечение Петрушки, обучение солдатской службе, сцена с невестой, покупка лошади и испытание её. Сюжеты передавались от актёра к актёру, из уст в уста. Ни у одного персонажа русского театра не было популярности, равной Петрушке[1].

По распространённой, но недоказанной версии, пьесы с участием Петрушки входили еще в репертуар скоморохов и состояли из юмористических сценок и диалогов. Каждая сценка изображала схватку Петрушки с тем или иным персонажем (схватки осуществлялись с помощью кулаков, палки и т. д.).

Обычно представление начиналось со следующего сюжета: Петрушка решает купить лошадь, музыкант зовёт цыгана-барышника. Петрушка долго осматривает лошадь и долго торгуется с цыганом. Потом Петрушке надоедает торг, и вместо денег он долго бьёт цыгана по спине, после чего тот убегал. Петрушка пытается сесть на лошадь, та сбрасывает его под хохот зрителей.

Это могло продолжаться до тех пор, пока народ не отсмеётся. Наконец лошадь убегает, оставляя Петрушку лежащим замертво. Приходит доктор и расспрашивает Петрушку о его болезнях. Выясняется, что у того всё болит. Между Доктором и Петрушкой происходит драка, в конце которой Петрушка сильно бьёт врага дубинкой по голове.

«Какой же ты доктор, — кричал Петрушка, — коли спрашиваешь, где болит? Зачем ты учился? Сам должен знать, где болит!» Появляется квартальный. — «Ты зачем убил доктора?» Он отвечает: «Затем, что плохо свою науку знает». После допроса Петрушка бьёт дубиной квартального по голове и убивает его. Прибегает рычащая собака.

Если зрителям нравилось, то они не отпускали актёров, аплодировали, бросали деньги, требуя продолжения. Тогда играли маленькую сценку «Петрушкина свадьба». Петрушке приводят невесту, он осматривал её так, как осматривают лошадиные стати. Невеста ему нравится, ждать свадьбы он не хочет и начинает упрашивать её «пожертвовать собой».

Со сцены, где невеста «жертвует собой», женщины уходили и уводили с собой детей. По некоторым сведениям, пользовалась большим успехом ещё одна сценка, в которой присутствовало духовное лицо. Ни в один из записанных текстов она не попала, скорее всего, её убрала цензура. Были сцены, в которых Петрушка не участвовал. Это были танцы и жонглирование мячами и палками.

Петрушка побеждал всех противников, кроме одного — Смерти. В последней, заключительной сценке Смерть забирала Петрушку с собой. Однако, так как Петрушка использовался в балаганном театре, естественно, что представление показывалось неоднократно и в разных местах. Таким образом, Петрушка, «умерший» для одного круга зрителей, «воскресал» для другого.

Источник: greens-avenue.ru

Лучший друг человека — петрушка

Русский трикстер, носитель народной смекалки, лукавый мистификатор, выходивший невредимым из любых передряг, Петрушка всегда отражал время, поэтому за свою историю поменял много обликов. Однако под пестрым нарядом шута скрыто любящее и страдающее сердце…

Как ни странно, Петрушка не исконно русский персонаж кукольного театра. Его первообразы можно найти в разных странах. В Италии — это Пульчинелла, Германии — Каспер, или Гансвут, во Франции — Полишинель, в Англии — мистер Панч, Турции — Карагёз, Венгрии — витязь Ласло, Индии — Видушака. Поэтому и одежда у Петрушки иноземная: красный колпак с кисточкой, такая же красная рубаха, плащ и холщевые штаны. Да и внешность куклы нельзя назвать славянской. Считается, что именно от итальянского Пуличинеллы (в переводе означает «петушок») она получила такой необычный облик: большие миндалевидные глаза, огромный нос с горбинкой, преувеличенно большие руки и голова, горб на спине. Даже само лицо было темным, а глаза — черными. Широко раскрытый рот отнюдь не улыбка, это настоящий оскал, ведь Петрушка изначально не был положительным героем. Ко всему прочему на руках у него имелось всего по четыре пальца, что, возможно, намекало на темную сущность.

У кукольного Петрушки есть реальный прототип. Таковым принято считать любимого шута императрицы Анны Иоанновны Пьетро-Мира Педрилло. Он был сыном итальянского скульптора, а в Россию, ко двору правительницы приехал в качестве музыканта. Остроумие помогло ему приблизиться к окружению императрицы, а затем стать придворным шутом. У него было много кличек: «Адамка», «Антонио», наконец, «Петрушка». Последнее имя и закрепилось во всех кукольных балаганах.

Петрушка — фольклорный персонаж, непременный участник уличных представлений. «Водить» его могли только мужчины («петрушечники»). Голос кукла приобретала с помощью особого приспособления — «пищика», или «говорка». У Петрушки есть и полное имя — Петр Иванович Уксусов. Также его называли «Самоваровым» или «Ванькой Рататуем». Дерзкие высказывания, пошловатые шуточки, остроумные реплики — все сходило Петрушке с рук, ведь он кукла, а что с нее взять? Его устами говорил сам народ, критикуя и выказывая недовольство властью или духовенством. Историй о похождениях Петрушки довольно много. Завязка могла начинаться с того, что Петрушка хотел купить лошадь или жениться. По ходу действия он встречал множество персонажей: от цыган, до квартальных и духовенства, которых наш герой либо огревал своей дубинкой, либо убивал. Неизменным оставалась встреча Петрушки со Смертью. И тогда кукла обращалась к толпе, прося о помощи. Если зрителям представление нравилось, то они бросали деньги актерам, тем самым спасая Петрушку и требуя продолжения представления.

Со временем Петрушка перестал быть лишь уличным артистом. Его все чаще приглашают в господские дома, где наш герой утрачивает свою остроту. Он уже не убивает, а лишь разгоняет своих врагов. Его речь престает быть простонародной, ведь в качестве «петрушечника» теперь выступает не уличный, а салонный актер. Сцена украшается пышными драпировками, а сами участники переодеваются в атлас и блестящую мишуру, что превращает представление в парадное, театральное. Петрушка становится участником детских утренников, тем самым превращаясь в детский персонаж. Более того, из-за театральности сцены наш герой из перчаточной куклы трансформируется в марионетку и теперь нередко выступает именно в таком виде.

Читайте также:  Использование в народной медицине льняного масла

В советское время кукла сходит со сцены, становится героем литературных пьес. Теперь Петрушка, утратив фривольность сюжетов, агитирует за санитарную гигиену, либо участвует в сборе утильсырья. Единственное, что осталось от прежнего Петрушки — обличительство. Он выявляет и осуждает лодырей и пьяниц, объясняет читателю нормы общественного поведения. Меняется и облик куклы. Красный камзол превращается в косоворотку или гимнастерку, на голове появляется кепка, фуражка или «буденовка». Даже некогда длинный горбатый нос постепенно укоротился и стал сначала курносым, а после и вовсе обычным.

Источник: russian7.ru

Кукольный театр. История Петрушки

Редакция ProDetki любит посещать культурные места и открывать для себя новых героев и персонажей. Например, нам стал интересен герой Петрушка в кукольном мире.

Театр Петрушки — это уникальное представление, история которого уходит глубоко в 17 столетие. Сначала это было популярное развлечение для простого люда, а затем завоевало свою популярность и у высшего общества.

Кукла Петрушка

Петрушкаэто печатная кукла, облаченная в штаны и красную рубаху, отличительной особенностью этого персонажа были: остроконечный колпак и огромный красный нос.

Кукла Петрушка / Фото с сайта livemaster.ru

История театра Петрушки

Театр Петрушки — это одно из старейших развлечений Руси, дожившее до наших дней и не потерявшее свою актуальность. Многие воспринимают его как народное творение, но в действительности свои прообразы Русский народный театр Петрушка имеет во множестве стран, таких как Франция, Германия, Италия и Турция.

Первое появление театра Петрушки на Руси было зафиксировано еще в 17 веке, но основную популярность он получил лишь к 19 столетию. Несмотря на то, что на Руси существовало несколько видов кукольного театра, представления Петрушки были самыми популярными.

Русский народный театр Петрушка / Фото с сайта msk.citifox.ru

Персонаж Петрушка

Неудивительно, что Петрушка является главным персонажем кукольного театра, который назван в его честь. Давайте рассмотрим поподробнее, что же он из себя представляет. Как можно заметить из истории создания театра, пришел на русские земли он из других стран, поэтому русский Петрушка собрал в своей внешности многие отличительные черты разных национальностей. Например, голова и руки у него были неправдоподобно большими, а глаза имели миндалевидную форму, цвет кожи был смуглым, а нос имел большую горбинку. Благодаря всему этому он очень походил на своего итальянского прототипа — Пульчинелла.

Театр кукол Петрушка хоть и ставил в главу представления своего основного персонажа, но этим не ограничивался. Например, постоянным партнером по сюжету для Петрушки был медведь, с которым он разыгрывал основные сценки.

Русский народный театр / Фото с сайта m24.ru

Русский театр Петрушка и его сюжеты

В основу сюжетов театрального представления всегда ложились банальные и обывательские темы того времени: солдатская служба, лечение, приобретение лошади и ее испытание, а также свидания и свадьба Петрушки.

Все сценки имели свой порядок и демонстрировались строго одна за другой:

— В основе первой сценки всегда лежала покупка Петрушкой лошади. Он торговался с продавцом-цыганом, который не желал уступать, затем Петрушке это надоедало, за что он ударял торговца. На этом первое представление оканчивалось.

— Второй сценкой была демонстрация того, как Петрушка взбирается на лошадь, но та не желает ему подчиняться и сбрасывает главного героя, а затем удаляется в след за цыганом.

— В третьей сцене, как и в начале представления Петрушка не отличается спокойным нравом, и, посетив доктора, избивает его, за то, что лекарь находит у главного героя множество хворей.

— Последняя сцена также не обходится без драк. Когда появляется квартальный, чтобы узнать, почему Петрушка убил доктора, главный герой недолго думая, поступает также и с квартальным. Но справедливость олицетворяет собака, которая лает и рычит на основного персонажа, а затем не поддаваясь ни на какие задабривания и упрашивания Петрушки, хватавшего его за нос, утаскивает с импровизированной сцены.

На этом представление оканчивается. Интересно то, что длительность представления зависит от того, насколько интересные сценки разыгрываются, ведь оно длится до тех пор, пока на улице есть зрители, удостоившие его своим вниманием.

Русский народный театр Петрушка не ограничивается лишь четырьмя основными сценками в своем представлении. Когда на улицах много зевак и публика готова смотреть сколько угодно — смотреть кукольный театр, рассказ продолжается и другими интересными сюжетами. Одним из них становится “Свадьба Петрушки”. Сценарий этого представления был настолько грубым и фривольным, что родители не разрешали детям смотреть такую сценку.

Во всех представлениях Петрушка выступал плутом, мошенником и грубияном. На его лице изображалась даже не милая улыбка, как многим может показаться, а грубый оскал.

Русский театр Петрушка / Сцены из жизни Петрушки / Фото с сайта m.rgtk.ru

Уличный театр Петрушка

Традиционный Петрушка — кукольный театр одного актера, местом действия которого всегда становились уличные ярмарки и торговые площади. Самые первые представления демонстрировались без ширмы, так как единственный актер-кукловод просто надевал на пояс специальную юбку на обруче. Поднимая это кольцо кукольник исчезал из поля зрения зрителей, предоставляя им возможность насладиться представлением. При этом сам мог спокойно двигаться и работать обеими руками, чтобы управлять сразу двумя персонажами.

Уже в начале 19 столетия на смену такого костюма для актера пришла ширма, прототип той, что используется в наши дни. Она устанавливалась прямо на землю, скрывая кукольника и весь его реквизит.

Кукловодами были лишь мужчины, но для того, чтобы придать их голосу дополнительную писклявость, использовался специализированный пищик. Он вставлялся прямо в гортань. Это давало возможность кукловоду говорить громче.

Уличный Петрушка / Фото с сайта moyaokruga.ru

Современный театр Петрушки

Благодаря многим деятелям искусства, которые прилагают все усилия, чтобы сохранить традиции кукольного театра, мы имеем возможность наслаждаться интересными представлениями и в наши дни. Сейчас это, конечно, не только кочующие ярмарочные спектакли, но и уличные кукловоды тоже встречаются.

Наиболее часто представления Петрушки можно увидеть в детских кукольных театрах, например, таких как «Жар-птица», «Альбатрос», «Сказочный» и многие другие.

Народный театр Петрушка на данный момент — это возможность познакомить детей и взрослых с историей, а также привить младшему поколению любовь и интерес к литературе.

Современный театр Петрушка / Фото с сайта radost.mskobr.ru

Источник: prodetki.com